Идет загрузка
Главная страницаГрафические модернисты Анри де ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (Henri De Tolouse-Lautrec) (1864-1901)

Анри де ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (Henri De Tolouse-Lautrec) (1864-1901)

Анри де Тулуз-Лотрек, современник Сезанна, Ван Гога и Гогена, знаменитый французский художник и график, по праву считается одним из основателей и выдающимся мастером искусства плаката и афиши.
В целом для его творчества характерно своеобразное развитие и видоизменение традиций искусства Дега и отчасти Э.Мане в сторону всё большего подчёркивания моментов экспрессии образа, доходящей почти до гротеска нервной динамики формы.
Основным способом этой смелой и экспрессивной передачи визуальных ощущений является его дерзкая, энергичная линия, с магической силой, выхватывающая мгновения из водоворота ночного Монмартра и заставляющая их жить. «Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента - эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден. Именно эта декоративность линии нагляднее всего позволяет проследить связь творчества Тулуз-Лотрека в прикладном искусстве (в частности, в искусстве плаката) с движением Арт Нуво.

Обращение Тулуз-Лотрека к графике и в частности к плакату (им создано около 30 плакатов) закономерно: тяга к монументализации образа, свободный рисунок, стремительные ритмы, динамика и ассиметрия композиции, контрастные сочетания локальных цветовых пятен – всё это порождало особую экспрессию форм, которым становилось тесно в рамках станкового искусства.

Плакаты Лотрека сразу же поражают почти произвольной игрой масштабов, утрированием пространственного элемента. Он работает яркими локальными цветовыми пятнами и при этом усиленно подчёркивает перспективные сокращения, отчего в каждой его афише как бы борются пространственные и аппликационные начала. Но ведущим формирующим элементом всегда оказывается линия, определяющая предельную выразительность контуров, причём художник очень тонко использует созвучие этих контуров, линий, силуэтов.
В каждой из его афиш поражает композиция, где ритмические противопоставления и линейные повторы чередуются так, что в листе не оказывается ни одной второстепенной детали. В целях усиления динамического начала Тулуз-Лотрек вводит в свои листы некоторые принципы японского эстампа: подчёркнутую ассиметрию, любовь к профильным формам, выделенность фрагмента.


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять в данной новости свои комментарии.