Идет загрузка
Главная страницаГрафические модернисты Обри Винсент БЕРДСЛИ (Beardsley Aubrey Vincent) (1872-1898)

Обри Винсент БЕРДСЛИ (Beardsley Aubrey Vincent) (1872-1898)

Бердсли более всего известен как иллюстратор книг Оскара Уайльда, но ему принадлежат и иллюстрации ко многим другим произведениям, от древнегреческой драмы до стихов Александра Попа. Литературные образы в его интерпретации выглядят очень субъективными, подчас болезненно-гротескными.

Бердсли родился 24 августа 1872 в Брайтоне, он не получил серьезной профессиональной подготовки и осваивал азы художественного мастерства, копируя произведения старых мастеров. К 1895 его стиль уже можно считать сформировавшимся: для него характерна волнообразная твердая линия рисунка, разграничивающая пятна черного и белого цветов, полутона и фактура предметов передаются с помощью перекрестной штриховки и гравировки пунктиром. Этот манерно-изысканный стиль, идеально соответствовавший литературным пристрастиям Бердсли, сделал его ведущей фигурой искусства стиля модерн.
Первый крупный заказ Бердсли - иллюстрации к изданию романа Смерть короля артура Томаса Мэлори (1892). Мировую известность художнику принесли эротические рисунки к Саломее Оскара Уайльда, созданные четыре года спустя.

Для некоторых книг Бердсли помимо иллюстраций разрабатывал макет, титульный лист, форзацы и рисунок обложки. В числе изданий, оформленных им почти целиком, были книги, опубликованные его другом Леонардом смитерсом: Лисистрата (1896), Похищение локона (1896), Мадемуазель Мопен (1898).

Во Франции активно развивается такая форма Арт Нуво, как плакат. В связи с прогрессом в области печати и рекламы он становится наиболее доступным для публичного обозрения выразительным средством. К концу 19 века складывается специфика плаката как особой формы искусства. Возникновение подлинного плаката именно в эту эпоху безусловно связано с ростом капитализма, развитием промышленности и коммерции.

Плакат имеет, конечно же, свою предысторию. Первыми, далёкими предками плакатов являются так называемые «alba» – объявления или извещения, которые, наподобие наших столбов или экранов, ставились на самых оживлённых улицах Рима, Александрии и даже Помпей. В средние века этот обычай исчезает и начинает возрождаться только с расцветом городской культуры. Первые стимулы для возникновения таких объявлений – предшественников плаката – исходят от печатников и торговцев книг, извещавших о подготовке и выходе в свет новой книги. Эту идею подхватывают другие предприниматели – так появляются сообщения о новых товарах, различного рода торжествах, представлениях, об открытии нового театра или выставки. Но это преимущественно небольшие карточки, в которых иллюстрация играет вспомогательную роль и выполняется в основном в технике офорта или резной гравюры.

Первый идейный и стилистический перелом в искусстве плаката происходит в 20-х годах 19 века и связан с изобретением литографии, плоской гравюры на камне. Эта техника, благодаря своей простоте и выразительности, быстро стала языком масс, репродукционным средством, широко используемым для практических, ремесленных целей. Технически литография позволила увеличить размеры плаката, сделать его сильней, завлекательней. В 60-е годы 19 века хромолитография позволяет уже создавать красочные плакаты. Эта возможность сразу привлекает многих живописцев, появляются плакаты художественных выставок. Однако подлинный плакатный стиль удаётся найти не сразу. Он зарождается и достигает своего расцвета в Париже, на Монмартре. Авторы этих цветных литографий, извещающих о появлении новой кафешантанной звезды, о новой мелодраме, о новых духах, - Шере, Альфонс Муха и Тулуз-Лотрек. Жюль Шере, основатель искусства афиши, впервые начал печатать большие листы с нескольких камней, сопоставляя открытые чёрные пятна различных цветов, часто заключая их в чёрный контур, всё время заботясь о ритмичности и выразительности композиции. Именно ему больше всего обязан Тулуз-Лотрек.


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять в данной новости свои комментарии.